Scott Malandrone (статья с BassBoomBang)
Поход в магазин за новым звукоснимателем может превратиться в трудное испытание. Пассивный, активный, сингл, хамбакер, "мыльница", альниковый, керамический ... всем свойствам, кажется, нет предела. Давайте сначала немного подготовимся, чтобы потом не допустить ошибки.
Имейте в виду, что хотя звук Вашего баса зависит от многих вещей, и звукосниматель - только одно из звеньев этой длинной цепочки, тем не менее, даже тысячи долларов, потраченных на дорогие шнуры, "примочки", усилители и колонки, не спасут, если со съемником беда. Не поймать Вам звука "своей мечты", как котенку - хвост.
Как выбрать правильный звукосниматель? В общем, это - как подобрать нужный инструмент для работы. Не станете же Вы кувалдой забивать гвозди (ну, ладно, может, кто-нибудь и станет)? Вряд ли басист из хеви-металлической команды будет искать себе низко-выходной античный звучок. Также как и джазовый музыкант не прельстится на зубодробильную высоко-выходную модель. Важно понимать свои цели и задачи. Вот некоторые основы:
В основном, существует четыре типа конфигурации звукоснимателей.
Сингл. Это простейшее решение для чистого звука. Оно, в большинстве своем, ассоциируется с Fender Jazz Bass, у которого два сингл-звучка, и с ранним Precision Bass (1951-1957), имевшего один сингл. Основной дизайн подразумевает четыре или более сердечника (или один продольный), вокруг которых намотана обмотка. Число витков обмотки - очень важный фактор, определяющий уровень выхода и частотную характеристику съемника. Для синглов характерны энергичная середина и кристально-чистые верха. Обратной стороной является их повышенная чувствительность к наводкам (50-60 Гц) от осветительного оборудования и усилковых трансформаторов. Это проявляется в сильном фоне из динамиков.
Хамбакер. Эти звукосниматели обычно состоят из двух синглов с противоположными обмотками и противонаправленными сердечниками, что подавляет фон (отсюда и название: hum - англ., шум, bucker - тот, кто против, препятствует). Разработка басовых хамбакеров началась с Fender P-Bass 1957 года. У хамбакеров мощный, плотный звук с меньшим количеством верхов, чем у синглов, в основном, за счет увеличенного числа витков (чем больше витков, тем выше выходной уровень, но меньше чувствительность в верхах), а также из-за тесного расположения звучков друг за другом и большей ширины снимаемого участка струны - колебания высокой частоты соседних точек просто успевают гасить друг друга. Решением второй проблемы послужило смещение одного съемника хамбакера относительно другого по типу ступеньки. Так родилось "второе поколение" P-Bass звукоснимателей.
Составной хамбакер. Внешне он похож на узкий сингл, но в действительности там один звучок расположен над вторым, образуя хамбакер. Такое решение понадобилось для установки на инструменты типа J-Bass хамбекеров, чтобы уменьшить шум и не испортить внешний дизайн. Звук у него не такой жирный, как у традиционного хамбакера, но, тем не менее, тоже неплохой и имеет все черты оригинала. Другой вариант - это два сингла, расположенных друг за другом под одной крышкой J-съемника.
"Мыльница". Под словом "мыльница" подразумевается любой закрытый звукосниматель. Под его пластиковой крышкой может быть и сингл, и хамбакер, и бог весть что еще. Иногда это делается для размещения внутри активной электроники или более массивного сердечника. Единственный способ узнать, что в "черном ящике", не раскурочивая его, - это положить на него лист бумаги и насыпать металлической стружки. По форме магнитных полей можно примерно понять: сингл это или хамбакер.
Существует два типа электроники.
Пассивная. Звукосниматель, который не использует дополнительную энергию, чтобы передавать сигнал, называется пассивным или высокоомным (Ом - единица сопротивления). Все старые бас-гитары, как классические Fender и Gibson, использовали пассивные звучки и электронику. Пассивная электроника имеет естественный, чистый звук. С ее помощью можно только обрезать верха выходного сигнала единственным регулятором тембра. Чем длиннее шнур, тем сигнал слабее, и тем больше высоких частот теряется по пути.
Активная. Этот тип звукоснимателей произвел поистине переворот в звучании баса. Активные звучки и электроника стали популярными в конце 60-х, благодаря инструментам Alembic. Они требуют дополнительный источник энергии (обычно, это 9-вольтовая батарейка) для предварительного усиления сигнала. Эти съемники - низкоомные, потому что у них меньше витков обмотки, а, следовательно, более широкий частотный спектр. Недостатком же является собственный низкий выходной уровень, который компенсируется встроенным предусилителем (некоторые фирмы, например EMG, встраивают предусилитель прямо в корпус звукоснимателя, экономя тем самым место в отсеке тембр-блока). У активной электроники есть много преимуществ: бесшумный звук, широкий частотный спектр (больше низов и верхов), высокий уровень выходного сигнала (можно спокойно использовать длинный шнур), наличие встроенного эквалайзера. Благодаря большему числу регуляторов тембра, на одном и том же инструменте можно получать самый разнообразный звук.
Существует еще один нюанс: хотя большинство басистов используют либо пассивные звучки и электронику, либо активные, никто не запрещает применять пассивные съемники с активной электроникой и наоборот. Например, Вы можете поставить 3-х полосный эквалайзер с пассивными звучками и получить более разнообразную регуляцию тембра. Это достаточно распространенный способ, позволяющий сочетать пассивную естественность звука с его высоким выходным уровнем.
Кроме конфигурации и типов электроники, существуют также другие факторы, влияющие на звук съемников. В частности, магнитный материал: альниковые сердечники (сплав алюминия, никеля и кобальта) используются для достижения мягкого, музыкального тона, в то время как керамические (смесь глины с металлическим наполнителем) делают звук более резким, агрессивным. Размер и число сердечников, тип и диаметр наматываемого провода, заливка воском или эпоксидной смолой (для устранения эффекта микрофона) и многое другое вносит свои особенности в звучание съемников. Как однажды сказал Рик Тернер: разработка звукоснимателей - это больше искусство, чем наука.
К сожалению, а может и к счастью, правда заключается в том, что Вы никогда не будете звучать в точности, как тот парень с теми же звучками, так что придется экспериментировать. Зато имея немного терпения и пару ушей, растущих от куда нужно (и рук в придачу), можно нарыть такой звук, который потом многие захотят повторить. Так что, вперед за железками.
|
Блог о бас-гитаре
Выбор звукоснимателей для гитары
Популярные сообщения
-
И в мажорной и в минорной гамме расстояния (в полутонах) между их ступенями (шагами) всегда чётко определено и неизменно. Во всех минорных...
-
Расстояние между нотами C и G - интервал, и расстояние между нотами C и C# тоже интервал. Проиграйте эти сочетания нот, по меньшей мере в тр...
-
Настало время познакомиться с пентатоникой. Пентатоника это такая особенная гамма. "Пента" - означает пять. Тоника - означает тон...
-
Оборудование Про бас-гитары: Если ваши руки коротки или у вас короткие пальцы, которые не могут растянуться на 4 лада без предвижения по ...
-
Определение: лад - одна из тонких металлических полосок на накладке грифа вашего баса. Первое, что вы должны сделать после того, как нас...
-
Что такое октава? Октава - это таже самая нота, звучащая выше или ниже исходной (тоники). Из элементарной теории музыки вы знаете, что ...
-
Вступление Иногда кажется, что никто кроме вас не хочет играть на бас гитаре. Среди обывателей бытует мнение, будто бы бассисты - это н...
-
Струна: |E|A|D|G| ---------------------- A/C# |4|2|2|2| A/C# |4|7|x|x| A5 |0|2|2|x| B5 |2|4|4|x| B5/C# |4|4|...
-
Многие начинающие музыканты интересуются: нужно ли использовать медиатор при игре на бас-гитаре или же нужно довольствоваться игрой пальцам...
-
Арабский лад (arabic scale) в тональности C (До) G|-----------------------------------------------| D|--------------0--1--3--5--3--1--0-...